Доклад Белгородского УФАС по правоприменительной практике в 4 квартале 2019 года
20 ноября 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

по правоприменительной практике Белгородского УФАС

к проведению публичного обсуждения результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора)

за 4-й квартал 2019 год

 

Правоприменительная практика Белгородского УФАС России в сфере Федерального закона № 44-ФЗ

В 2019 году было принято несколько законов, которыми в ФЗ № 44-ФЗ были внесены достаточно серьезные изменения.

1 апреля 2019 г. был принят закон, изменяющий систему контроля в сфере закупок (Федеральный закон от 01.04.2019 № 50-ФЗ). 1 мая 2019 г. появились еще три закона о внесении изменений в Закон № 44-ФЗ (Федеральные законы от 01.05.2019 № 69-ФЗ, № 70-ФЗ и № 71-ФЗ).

С момента вступления указанных выше законов в силу Белгородским УФАС России как контролирующим органом рассмотрение жалоб и проведение контрольных мероприятий, проверок проводится с учетом внесенных в законодательство о контрактной системе изменений.

Основные изменения, которые были внесены в ФЗ № 44-ФЗ в 2019 году:

ФЗ № 69-ФЗ в ФЗ № 44-ФЗ были внесены изменения, согласно которым с 1 мая этого года услуги по организации отдыха и оздоровления детей больше нельзя закупать электронным аукционом. По общему правилу, заказчик должен осуществлять закупку таких услуг посредством проведения конкурса с ограниченным участием (п. 3 ч. 2 ст. 56.1 Закона № 44-ФЗ). Исключений всего два:

  • закупка посредством проведения запроса котировок;
  • закупка у единственного исполнителя.

При этом «услуги по организации отдыха и оздоровления детей» продолжают относиться к «случаям отнесения ТРУ к ТРУ, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации». Эти случаи также являются основанием для проведения конкурса с ограниченным участием (п. 1 ч. 2 ст. 56.1 Закона № 44-ФЗ).

 

Федеральным законом № 71-ФЗ были отменены отчеты об исполнении контракта, а также о результатах отдельных этапов исполнения контракта и соответственно отменена обязанность размещения этой информации в ЕИС. Ранее эти положения были предусмотрены частями 9–12 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, с 12 мая 2019 года данные положения утратили силу.

 

С 12 мая 2019 года размеры штрафов за нарушение сторонами контракта своих обязательств больше не должны указываться в виде фиксированной суммы. Достаточно указать процент от цены контракта, определенный в соответствии с ПП РФ от 30.08.2017 № 1042. При этом в случаях, когда отраслевым законодательством установлен иной порядок начисления пени и штрафов поставщику (подрядчику, исполнителю), приоритет отдается отраслевому законодательству (обновленные редакции частей 5, 7, 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) ФЗ № 71-ФЗ.

 

Внесены изменения, касающиеся срока оплаты, который ранее (30 дней) был определен в ч. 13.1 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ.

С 12.05.2019 действует в том числе правило, что если специальным законодательством РФ предусмотрен иной срок оплаты, чем тот, что указан в ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, заказчик должен установить в контракте срок оплаты, предусмотренный специальным законодательством (новая редакция ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) – ФЗ № 71-ФЗ.

 

С момента вступления в силу ФЗ № 71-ФЗ Минфин России получил право разрабатывать типовые контракты, типовые условия контрактов, если таковые еще не разработаны профильными ведомствами.

 

С 12.05.2019 сокращен срок для обжалования действий заказчика и уполномоченного органа (учреждения): если раньше на это отводилось 10 дней с момента публикации итогового протокола, то сейчас данный срок составляет 5 дней. (новая редакция статьи 105 ФЗ №44-ФЗ.) – ФЗ № 71-ФЗ.

 

В соответствии с ФЗ № 50-ФЗ с 1 июля 2019 года жалобы, поданные участниками закупок, сведения о которых включены в РНП, будут возвращаться таким участникам без рассмотрения, соответствующие изменения были внесены данным федеральным законом в ч. 11 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, предусматривающую основания для возвращения поступающих в контрольный орган жалоб (часть 11 дополнена новым п. 5). Но жалоба в этой ситуации может быть возвращена при одном условии: в документации о закупке, на которую подана жалоба, должно быть установлено требование об отсутствии участников закупки в РНП.

 

Изменения, касающиеся обеспечение гарантийных обязательств:

При наличии в описании объекта закупки требований к гарантийным обязательствам в проект контракта включается обязательное условие о порядке и сроке предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (новые редакции п. 1 ч. 13 ст. 34, ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Размер такого обеспечения не может превышать 10 % НМЦК (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ в новой редакции). При этом в ходе исполнения контракта поставщик вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику новое обеспечение гарантийных обязательств взамен ранее предоставленного (новая редакция ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

 

Изменения, касающиеся обеспечения заявки:

1.Размер обеспечения заявок устанавливается в пределах от 0,5 % до 1 % НМЦК, если размер НМЦК не превышает 20 млн руб.

Ранее такое требование в части размера обеспечения заявок предъявлялось в случае, если размер НМЦК составлял от 5 млн рублей до 20 млн рублей.

Т.е. убрана нижняя граница размера НМЦК.

 

Изменения, касающиеся проведения процедуре электронного аукциона:

-15-дневный минимальный срок подачи заявок на участие в электронном аукционе и соответственно срок с момента размещения извещения и до окончания срока подачи заявок будет устанавливаться только в случае, если НМЦК превышает 300 млн руб., если не превышает – 7 дней (ранее пороговое значение равнялось 3 млн рублей) а если предметом закупки является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или сносу объекта капитального строительства — 2 млрд руб. При внесении изменений в извещение и документацию об аукционе продление срока подачи заявок не менее чем на 15 дней также будет требоваться лишь в указанных случаях (ч. 2, 3, 6 ст. 63, ч. 6 ст. 65 Закона № 44-ФЗ в новой редакции).

-Срок рассмотрения первых частей заявок тоже сокращен. Если НМЦК больше 300 млн руб. (2 млрд руб. при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или сносу объекта капитального строительства), первые части заявок будут рассматриваться в течение трех рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок. В остальных случаях на рассмотрение первых частей заявок отводится один рабочий день (новая редакцию ч. 2 ст. 67 Закона № 44-ФЗ). Ранее – срок рассмотрения первых частей заявок не должен был превышать 7 дней, а в случае, если НМЦК не превышала 3 миллиона, такой срок не мог превышать 1 рабочий день.

-Шаг аукциона по-прежнему будет привязан исключительно к НМЦК, составляя от 0,5 % до 5 % последней. Дополнение «но не менее 100 руб.» отменено.

 

В 2019 году серьезным изменениям подвергся порядок закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства

В ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ был введен п. 8, согласно которому документация о закупке в указанных выше случаях должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности. Исключениями являются следующие случаи:

  • подготовка проектной документации не требуется (в случаях, установленных ГрК РФ);
  • предметом закупки является заключение контракта жизненного цикла или т. н. строительство «под ключ», при этом предусматривается в т. ч. проектирование объекта капитального строительства.

Включение в документацию о закупке проектной документации будет признаваться надлежащим исполнением требований п. 1–3 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ (т. е. полноценным описанием объекта закупки).

Подача заявок на участие в таких закупках ( в документацию о которых включена проектная документация) тоже радикально упростилась. При включении проектной документации в состав аукционной документации первая часть заявки на участие в аукционе должна будет содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией. Такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств ЭП. При его наличии заявка автоматически считается допущенной: аукционной комиссии заказчика даже не понадобится делать протокол рассмотрения первых частей заявок (ст. 67 Закона № 44-ФЗ дополнена ч. 10). Аукцион в случае включения в АД проектной документации начнется через 4 часа после окончания срока подачи заявок, вместо установленного ранее срока – раньше днем проведения электронного аукциона являлся рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок ( новая редакция ч. 3 ст. 68 Закона № 44-ФЗ) – ФЗ № 71 ФЗ

 

Были также внесены изменения, касающиеся обеспечения исполнения контракта

  1. Определен срок, в течение которого заказчик должен будет возвратить поставщику денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта (в т. ч. часть этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с ч. 7, 7.1 и 7.2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). С 1 июля 2019 года указанный срок не должен превышать 30 дней с даты исполнения поставщиком своих обязательств по контракту. Если же участниками закупки могли быть только СМП, СОНКО, такой срок не должен превышать 15 дней с даты исполнения поставщиком своих обязательств (см. обновленную редакцию ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) – ФЗ № 71-ФЗ

Ранее в статье 34 содержалось лишь положение о том, что «В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта».

 

  1. При осуществлении закупок среди СМП, СОНКО размер обеспечения исполнения контракта (в т. ч. предоставляемого с учетом антидемпинговых мер) устанавливается от цены, по которой заключается контрактне от НМЦК, как в общем случае). Правда, меньше, чем размер аванса (если контрактом предусматривается выплата аванса) размер обеспечения все равно быть не может (новая редакция ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Однако участник закупки, проводимой среди СМП, СОНКО, может быть полностью освобожден от обязанности предоставлять обеспечение исполнения контракта (в т. ч. с учетом антидемпинговых мер). Для этого ему необходимо до заключения контракта предоставить информацию из реестра контрактов, подтверждающую исполнение им в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов без неустоек (штрафов, пеней). Сумма цен таких контрактов должна быть не меньше, чем НМЦК проводимой закупки (ст. 96 Закона № 44-ФЗ дополнена ч. 8.1 – ФЗ № 71-ФЗ.

  1. В тех случаях, когда заказчик требует обеспечение исполнения контракта, с 1 июля в контракте должно будет предусматриваться обязательство поставщика в случае отзыва у банка-гаранта лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта. Срок для предоставления нового обеспечения — не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком о возникновении такой необходимости.

За каждый день просрочки исполнения поставщиком указанного обязательства будет начисляться пеня – это уже ФЗ № 502 ФЗ, принятый 27.12.2018г..

В ходе исполнения контракта размер обеспечения исполнения контракта может быть уменьшен в следующих случаях:

  • при предоставлении нового обеспечения взамен банковской гарантии, выданной банком, потерявшим лицензию на осуществление банковских операций (новая редакция ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);
  • при изменении поставщиком способа обеспечения исполнения контракта (новая редакция ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ);
  • если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения (ч. 7.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Порядок уменьшения размера обеспечения исполнения контракта определен в ч. 7.2 и 7.3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.

В силу ч. 7.2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта будет уменьшаться посредством направления заказчиком информации об исполнении контракта (в т. ч. отдельного этапа исполнения контракта) и стоимости исполненных обязательств для включения в реестр контрактов. Уменьшение будет производиться пропорционально стоимости исполненных принятых и оплаченных заказчиком обязательств:

-если обеспечение было представлено в виде банковской гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по такой гарантии не может превышать размер обеспечения, рассчитанный на основании информации об исполнении контракта, размещенной в реестре контрактов;

-если обеспечение вносилось деньгами, то по заявлению поставщика эти деньги возвращаются ему заказчиком в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный на основании информации об исполнении контракта.

В ч. 7.3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ установлены ограничения на уменьшение размера обеспечения исполнения контракта:

  • у поставщика не должно быть неоплаченных неустоек (штрафов, пеней);
  • аванс, если он был предусмотрен контрактом, должен быть «отработан» (ТРУ должны быть приняты заказчиком в объеме не меньшем, чем размер выплаченного аванса).

Кроме того, уменьшение будет невозможно в случаях, которые Правительство РФ вправе определить в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан РФ (ожидаем появления соответствующего постановления).

Нововведения в КоАП РФ

- Статья 7.32.5. Нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

1. Нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Нововведения в уголовный кодекс

С 4 мая 2018 года вступила в силу новая редакция Уголовного кодекса РФ и Уголовно-процессуального кодекса РФ в части, предусматривающей уголовную ответственность за злоупотребления в сфере госзакупок и подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии.

Статья 200.4. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд

1. Нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи:

а) совершенное группой лиц по предварительному сговору;

б) причинившее особо крупный ущерб, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.";

Примечание. В статьях настоящей главы, за исключением статьи 169, частей третьей - шестой статьи 171.1, статей 171.2, 171.3, 174, 174.1, 178, 180, 185 - 185.4, 185.6, 191.1, 193, 193.1, 194, 198 - 199.1, 199.3, 199.4, 200.1, 200.2, 200.3 и 200.5, крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - девять миллионов рублей.

"Статья 200.5. Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок

1. Незаконная передача работнику контрактной службы, контрактному управляющему, члену комиссии по осуществлению закупок, лицу, осуществляющему приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иному уполномоченному лицу, представляющему интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями первой - четвертой статьи 204 и статьей 291 настоящего Кодекса) -

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой, пунктом "а" части второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Незаконное получение лицами, указанными в части первой настоящей статьи, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование ими услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию таких лиц имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями пятой - восьмой статьи 204 и статьей 290 настоящего Кодекса) -

наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору;

б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;

в) совершены в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

6. Деяния, предусмотренные пунктами "а" и "б" части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером подкупа в настоящей статье признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером подкупа - превышающие один миллион рублей.

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями первой - третьей настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело."

"Статья 304. Провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд

Провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, то есть попытка передачи должностному лицу, иностранному должностному лицу, должностному лицу публичной международной организации, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, либо лицу, указанному в части первой статьи 200.5 настоящего Кодекса, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового".

Показатели деятельности Белгородского УФАС по осуществлению государственного контроля за соблюдением Федерального закона от 21.07.2005 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон «О контрактной системе») за 9 месяцев 2019 года представлены ниже.

 

№ п/п

Показатель

Федеральный заказчик

Субъект Российской Федерации

Муниципальный заказчик

Всего

А

Б

1

2

3

4

1

Поступило жалоб

22

162

318

502

2

Возвращено

3

23

40

66

3

Отозвано заявителями

2

6

43

51

4

Признано необоснованными

9

94

167

270

5

Признано обоснованными (в том числе частично обоснованными)

8

39

68

115

5.1

в процентах от рассмотренных жалоб

47%

29%

29%

30%

6

Количество закупок с нарушениями, выявленными в результате рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок при рассмотрении жалоб

10

26

67

103

Наибольшее количество нарушений законодательства о контрактной системе выявляется Белгородским УФАС России в сферах «строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений».

К самым распространенным на территории Белгородской области нарушениям Закона о контрактной системе можно отнести следующие нарушения:

● требование документации об Электронном аукционе о представлении в составе заявки на участие в аукционе выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 г. N 58, который утратил силу с 20.04.2019,чтосвидетельствует о ненадлежащем выполнении требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе при проведении Электронного аукциона.

● несоблюдение требований Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (утверждена приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр) при составлении формы графика выполнения строительно-монтажных работ.

● необоснованное применение приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в соответствии с которым при проведении аукциона в отношении цены контракта в размере 15 процентов преимущества предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза. Однако всеми участниками закупки к поставке предложены расходные материалы и ресурсные детали для печатающих устройств, странами происхождения которых является иностранные государства.

● неправомерное признание заявки не соответствующей требованиям документации об Аукционе.

● установление дополнительных требований к участникам закупки не соответствуют актуальной редакции Постановления Правительства от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

● включение в документацию об Электронном аукционе требования о предоставлении обеспечения заявки на участие в указанном аукционе исключительно в виде денежных средств.

● установление в документации об электронном аукционе требования о предоставлении в составе второй части заявки документов, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

●установление в документации требований о наличии у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения закупаемых работ.

●установление размера ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполненение обязательств по контракту не соответствуют актуальной редакции Постановления Правительства от 30.08.2017 N 1042 об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

● установленный идентификационный код закупки в документации об Электронном аукционе и Проекте контракта не соответствует идентификационному коду закупки, указанному в извещении о проведении закупки.

● применение указанных в документации об Аукционе словосочетаний: «от начальной (максимальной) цены контракта», «по отношению к начальной (максимальной) цене контракта» при определении размера обеспечения исполнения контракта в случае осуществления закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

●срок проведения Электронного аукциона при включения в документацию о закупке проектной документации не через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.

Рисунок 1. Распределение выданных предписаний по уровню заказчика

Как показывает практика Белгородского УФАС России, предписания, выданные Управлением заказчиками, исполняются безоговорочно и в добровольном порядке.

Реестр недобросовестных поставщиков (ст. 94)

В законе о контрактной системе существует такой механизм обеспечения защиты государственных и муниципальных заказчиков от действий недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов, как реестр недобросовестных поставщиков. В реестр подлежат включению участники размещения заказа, уклонившиеся от заключения контракта либо с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий исполнения государственных или муниципальных контрактов сроком на два года.

Стоит отметить, что в реестр компания включается за каждый установленный эпизод недобросовестного поведения.

Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Отчет о ведении реестра недобросовестных поставщиков

№ п/п

Показатель контрольной деятельности

Уклонились от заключения контракта

Контракт расторгнут (в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта)

Контракт расторгнут (по решению суда)

Всего

отчётный период

отчётный период

отчётный период

отчётный период

А

Б

1

2

3

4

1

Обращений рассмотрено

41

24

4

69

1.1

Включено в реестр

9

4

3

16

1.1.1

в процентах от рассмотренных обращений

22%

17%

75%

23%

1.2

Отказано в включении в реестр

32

20

1

53

1.2.1

Количество обращений, в результате рассмотрения которых, установлено нарушение порядка расторжения контракта и принято решение об отказе в включении сведений в реестр

 

12

 

12

При установлении нарушений, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностные лица, виновные в их совершении привлекаются к административной ответственности.

Возбуждено дел (составлено протоколов)

Отказано в возбуждении дела

Передано на рассмотрение суда

Прекращено дел

Выдано постановлений о наложении штрафа

Сумма уплаченного штрафа (тыс. руб.)

Число привлеченных к административной ответственности

всего

в том числе в связи с малозначительностью правонарушения

кол-во

сумма (тыс. руб.)

граждан, чел.

должностных лиц, чел.

юридических лиц, ед.

148

0

1

32

2

115

1 478,00

1 540,10

0

92

0

Основные нарушения, явившиеся основанием для привлечения к административной ответственности:

- нарушения сроков размещения сведений о заключении, изменении, расторжении контракта, информации о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в Реестре контрактов;

- утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

- размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

- нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Наверх